Профессионал-2014



Моя педагогическая философия

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистерверг

Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день  дарит тепло своей души и отдает себя без остатка детям.

Педагог – это самая беспокойная профессия. Она требует с первого шага – зрелости. И до последнего шага – бодрости и мужества на всем пути.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

На мой взгляд, исходя из того, что требования к образованию постоянно претерпевают изменения, но существуют общие черты учителя, характерные для любого времени. Учитель должен быть:

- авторитетным (как говорил Т. Шан: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти»);

- вызывающим уважение,  уважаемым и  уважающим  других (вне зависимости от возраста, званий);

- талантливым  и открывающим  новые таланты;

- умеющим не только правильно и красиво говорить, но и внимательно слушать и слышать;

-  быть, если и не другом, но дружелюбно  настроенным   «старшим товарищем», готовым искренне помочь, поддержать в трудную минуту, быть солидарным в решении каких-то возникших сложностей;

К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.  И сразу вспоминается: «Не жалейте своей доброты и участья, даже если за все вам усмешка в ответ...».

Настоящий учитель любит  жизнь, людей, окружающих его, свою  работу и учит  этому детей.

Считается, что учитель должен знать все. Но все мы люди. И я думаю, не надо бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь (по конкретному предмету или «по жизни»);

- не стесняться улыбаться и быть позитивным и открытым, щедрым на похвалу и искренние, яркие положительные эмоции (по отношению к своим ученикам, коллегам, к совместным успехам и достижениям, да и к собственным  тоже).

И еще необходимо  всегда помнить, что статус учителя подразумевает высочайшую ответственность перед обществом, перед людьми, перед всеми, с кем приходится общаться в жизни. Он требует точности во всём: в словах, действиях, поступках.

Учитель в современной школе – это человек, имеющий стойкую нравственную позицию, обладающий высокими моральными качествами, умеющий находить, признавать и исправлять свои ошибки.

Настоящий учитель должен проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть  последствия своих действий и слов.

Безусловно, система образования не может и не должна стоять на месте. Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обозначает перед учителями совокупность различных требований. И в соответствии с этим учитель, конечно, начинает вместе с детьми

·               совместно «добывать», а не «выдавать» знания;

·               убеждать и советовать, а не «запрещать и требовать»;

·               выяснять, КАК надо делать, а не указывать, ЧТО;

·               развивать способности ребёнка, а не реализовываться самой за счёт детей;

·               позволить ученику быть собой не во вред ему же и окружающим.

Я убедилась: дети хотят, чтобы педагог не руководил ими, а умело сопровождал их в личном пути. Чтобы «не застил свет» ни собой, ни наукой, ни «темой нашего урока»!

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик:

 «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в создании величия своего дела».

Дети хотят, чтобы педагог был современным! Поэтому нужно стать также юридически грамотным человеком, разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен - и интересен, всегда интересен! «А сегодня будет новенькое, интересненькое что-то?» - и как тут обманешь их ожидания?..

Безусловно, сегодня у учителя есть возможность использовать различные методы, приемы, формы обучения. В соответствии с девизом конкурса можно сказать, что обучение можно построить по модели: инновационность в обучении через творчество учителя и учащихся приведут к эффективности обучения. Метод проектов очень интересен детям, вовлекает их в творчество, что, соотвественно, приносит и результаты. Дети хотят как можно больше узнать, добывают самостоятельно знания. Ну а здоровьесберегающие технологии дают огромный простор для деятельности, одни динамические паузы чего стоят!!! Петь на английском языке, одновременно танцевать! Разве не приятная часть урока?!

Учитель – это второй человек, с которого ребенок берет пример, после родителей. Он прививает любовь к знаниям, учит видеть этот мир через призму формул и схем, стихотворений и поэм. Он знает все, он может многое…. Так думаешь ты о своем учителе, и все это так естественно  и так должно быть…. Но, только становясь учителем, понимаешь, что это не легко и все эти умения не появляются с желанием стать учителем и не даются вместе с дипломом в институте. Этому надо учиться.

Реализовать теоретические аспекты педагогики: выбор принципов обучения, выбор методов обучения и воспитания, их удачная «комбинация», учет возрастных и психологических особенностей учеников в классе и потом воплотить все задуманное на практике.  Как никто и никогда не сможет подсчитать все мамины дела в семье,  сделанные и не сделанные, так никому не удастся учесть, сколько материала отобрано и объяснено за урок, рабочий день, сколько страниц перелистано в книгах, тетрадях, сколько подписей поставлено в дневниках, сколько исписано листов планами и дидактическими карточками, сколько кадров презентаций создано. Что-то отрепетировано, что-то отремонтировано, кто-то выслушан со своей бедой или претензией,  политы цветы, вымыта доска, приготовлены пособия, сделаны звонки по завтрашней экскурсии, подсчитаны и убраны в укромный уголок деньги, которые завтра, приправив своими кровными за Машу и за Ваню, надо сдать в столовую. Написать отчеты за то и за другое, посетить совещание, зайти на квартиру к сложной семье, убедить её заботиться о своих детях с любовью…  Это только часть одного рабочего дня. Только часть. И только одного, не самого сложного.  И в этом перечислении нет того, за что учитель получает зарплату.

Поэтому настоящий учитель – не наемный работник, а  гражданин, реализующий через свой образ жизни свою гражданскую позицию, независимо от качества и справедливости оплаты его труда. Один  педагог молод, не во всем умел, но душой к работе тянется, старается, и дисциплину пока не держит, и дети могут на «ты» к нему обратиться, а он с ними рядом, на все экскурсии, репетиции, конкурсы, прогулки, с интересом над собой работает без жалости и растет.  Другой, проведя пять прекрасных уроков в день с потрясающей дисциплиной и хорошей успеваемостью, сразу после звонка надевает шляпу и домой.  Третий уже лет 40-50 надрывается без достойной оплаты и не может уже в силу возраста и нездоровья по походам ходить, а только уроки проводит, последние уроки ведет плохо, двойками сыплет.

Главное – с душой подходить к выбранной профессии, ведь работу не на плечи, а на душу примеряют.

Закончить хочется словами Л.Толстого:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».




Описание системы опыта работы
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
В. Вильсон

Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег


Быть классным руководителем, быть классной мамой, – очень важная, но в то же время очень трудная миссия. На мой взгляд, она является не приложением к преподаванию, как считают многие, а равноценной  и неотъемлемой частью работы педагога. Как известно, класс – это структурное звено в школе. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Учитель становится вторым родителем для детей. Быстрый темп жизни, современная жизнь родителей, порой, не позволяет оказывать должного внимания. И тут учитель приходит на помощь. Очень важно не «упустить» ребенка, помочь ему открыть в себе его «сильные» стороны, завуалировав «слабые».
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
В настоящее время являюсь классным руководителем 6 класса.
Мой стаж работы в должности классного руководителя только начинается, но очень важно задать темп и ритм развития как в отдельности учеников, так и класса в целом. Я стараюсь уделять максимальное количество времени, стараюсь быть для них другом, чтобы они, не стесняясь, могли рассказать о своих переживаниях, чувствах, мыслях или просто поговорить.
Своих детей я знаю со второго класса, т.к. пока я училась в университете, решила накапливать потихоньку свой педагогический опыт и, таким образом, была их воспитателем группы продленного дня. Это мне позволило очень хорошо узнать учащихся не только на уроках (ведь именно у «моих» детей я проходила все активные педагогические практики!), но во внеурочное время, что является очень важным. За это время я узнала детей от и до: что они любят, а что им не нравится, все их привычки, интересы, особенности характеров и поведения. Мои» дети растут у меня на глазах.
В своей работе классным руководителем я хочу донести до детей и воспитать в них острое чувство долга, ответственность, умение жить по законам совести и коллектива, быть бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Эти качества, к сожалению, с каждым днем теряют свою ценность.
Проектные работы "Мой Алфавит"
Как учитель английского языка я стараюсь придерживаться опыта В.Ф. Шаталова:
-         обучать всех и каждого качественно и быстро;
-         радостно и победно;
-         напряженно и без перегрузки;
-         на высоком теоретическом уровне и доступно.
На мой взгляд, в данном опыте решаются многие противоречия массовой практики.
Потенциал средней школы позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс.
Это дает возможность подойти к каждому ребенку с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик».
Ученики пятого класса особенно нуждаются в помощи учителя, его внимании и поддержке. Ученики перешли на старшую ступень образования, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации учеников в обществе старшеклассников, новых предметов и новых учителей. Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и каждым учеником его класса.
Воспитательная программа класса:
«Формирование духовно развитой, творческой, нравственно здоровой личности».
Технология:   толерантное воспитание.
Цель работы:  
организация психолого-педагогических условий для формирования всестороннего развития личности каждого учащегося, обогащения его внутреннего мира.
Задачи:
1.                        Формирование дружного сплоченного коллектива;
2.                        Выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
3.                        Привитие истинных трудовых и человеческих ценностей;
4.                        Формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
5.                        Формирование личностных качеств; ориентация на положительный идеал;
6.                        Создание условий для самовыражения и самореализации детей;
7.                        Создание условий для участия семей в воспитательном процессе. Оказание помощи семьям в решении проблем воспитания.

Работа с родителями - способствует формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания. Привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет: расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни; убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни; овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и востребованности к жизни; получать знания в интересной, нескучной практике через личность родителя. Поэтому я направляла свои усилия на сплочение и этого коллектива и его планомерное функционирование.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
В процессе моей работы я стараюсь:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (тематический классный час «Мы выбираем, нас выбирают», «Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера, познать себя.
Использование ИКТ в деятельности классного руководителя даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Большая часть времени отводится внедрению нового стандарта. У нас с детьми совместная внеурочная деятельность – факультатив.
В моем классе 22 человека: 15 мальчиков и 7 девочек (всего лишь!), так что мои мальчишки правят. На тематическом классном часе ребятами по голосованию был избран староста класса, ответственный за дисциплину, ребят, входящих в редколлегию, культурно-массовый, спортивный, трудовой сектора. У каждого есть свои обязанности.
Нашими результатами являются:
ü      Отличные выступления на «Знакомьтесь, мы 5ый класс!», «Твоя премьера»;
ü      2 почетное место в соревнованиях по мини-футболу;
ü      1 призовое место в номинации «Лучшее новогоднее видеопоздравление», и 3 место «Лучшая новогодняя открытка» и это же, конечно, лишь часть наших достижений.
Я горжусь своими учениками, которые стали призерами во Всероссийском открытом заочном конкурсе в номинации «Тайны английского языка» и единственными в Тульской области!!! Ждем с нетерпением результатов конкурса «British Buldog».
Надеюсь, мы продолжим в таком же духе! Я буду учиться вместе со своими детьми!
Закончить хочется словами В. Ключевского:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».






Приложения к описанию опыта работы:







Комментариев нет:

Отправить комментарий