Моя педагогическая философия
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистерверг
Есть на земле
немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и
велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает
себя без остатка детям.
Педагог – это самая
беспокойная профессия. Она требует с первого шага – зрелости. И до последнего
шага – бодрости и мужества на всем пути.
Отношение к учителю
в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого
заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От
них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут
преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к
личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится
идти в ногу со временем.
Кроме того, любые
действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их
родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой
специальности, всегда находится в центре внимания.
На мой взгляд,
исходя из того, что требования к образованию постоянно претерпевают изменения,
но существуют общие черты учителя, характерные для любого времени. Учитель
должен быть:
- авторитетным (как говорил Т. Шан: «Учитель должен иметь
максимум авторитета и минимум власти»);
- вызывающим уважение, уважаемым и уважающим
других (вне зависимости от возраста, званий);
- талантливым и открывающим новые таланты;
- умеющим не только правильно и красиво говорить, но и
внимательно слушать и слышать;
- быть, если и не другом, но дружелюбно
настроенным «старшим товарищем», готовым искренне помочь,
поддержать в трудную минуту, быть солидарным в решении каких-то возникших
сложностей;
К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести
готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников,
сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. И сразу
вспоминается: «Не жалейте
своей доброты и участья, даже если за все вам усмешка в ответ...».
Настоящий учитель любит жизнь,
людей, окружающих его, свою работу и учит этому детей.
Считается, что учитель должен знать все. Но все мы люди. И я
думаю, не надо бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь (по
конкретному предмету или «по жизни»);
- не стесняться улыбаться и быть позитивным и открытым, щедрым
на похвалу и искренние, яркие положительные эмоции (по отношению к своим
ученикам, коллегам, к совместным успехам и достижениям, да и к
собственным тоже).
И еще необходимо всегда помнить, что статус учителя
подразумевает высочайшую ответственность перед обществом, перед людьми, перед
всеми, с кем приходится общаться в жизни. Он требует точности во всём: в
словах, действиях, поступках.
Учитель в современной школе – это человек, имеющий стойкую
нравственную позицию, обладающий высокими моральными качествами, умеющий
находить, признавать и исправлять свои ошибки.
Настоящий учитель
должен проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека,
направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку,
предвидеть последствия своих действий и слов.
Безусловно, система
образования не может и не должна стоять на месте. Сегодня федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования обозначает перед
учителями совокупность различных требований. И в соответствии с этим учитель,
конечно, начинает вместе с детьми
· совместно «добывать», а не «выдавать»
знания;
· убеждать и советовать, а не «запрещать и
требовать»;
· выяснять, КАК надо делать, а не указывать,
ЧТО;
· развивать способности ребёнка, а не
реализовываться самой за счёт детей;
· позволить ученику быть собой не во вред
ему же и окружающим.
Я
убедилась: дети хотят, чтобы педагог не руководил ими, а умело сопровождал их в
личном пути. Чтобы «не застил свет» ни собой, ни наукой, ни «темой нашего
урока»!
Очень точно и метко
об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик:
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют
ему. Он – скульптор, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко
не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в создании величия своего дела».
Дети хотят, чтобы
педагог был современным! Поэтому нужно стать также юридически грамотным
человеком, разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные
программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего
времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен - и интересен, всегда
интересен! «А сегодня будет новенькое, интересненькое что-то?» - и как тут
обманешь их ожидания?..
Безусловно, сегодня
у учителя есть возможность использовать различные методы, приемы, формы обучения.
В соответствии с девизом конкурса можно сказать, что обучение можно построить
по модели: инновационность в обучении через творчество учителя и учащихся
приведут к эффективности обучения. Метод проектов очень интересен детям,
вовлекает их в творчество, что, соотвественно, приносит и результаты. Дети
хотят как можно больше узнать, добывают самостоятельно знания. Ну а
здоровьесберегающие технологии дают огромный простор для деятельности, одни
динамические паузы чего стоят!!! Петь на английском языке, одновременно
танцевать! Разве не приятная часть урока?!
Учитель – это
второй человек, с которого ребенок берет пример, после родителей. Он прививает
любовь к знаниям, учит видеть этот мир через призму формул и схем,
стихотворений и поэм. Он знает все, он может многое…. Так думаешь ты о своем
учителе, и все это так естественно и так должно быть…. Но, только
становясь учителем, понимаешь, что это не легко и все эти умения не появляются
с желанием стать учителем и не даются вместе с дипломом в институте. Этому надо
учиться.
Реализовать
теоретические аспекты педагогики: выбор принципов обучения, выбор методов
обучения и воспитания, их удачная «комбинация», учет возрастных и
психологических особенностей учеников в классе и потом воплотить все задуманное
на практике. Как никто и никогда не сможет подсчитать все мамины дела в
семье, сделанные и не сделанные, так никому не удастся учесть, сколько
материала отобрано и объяснено за урок, рабочий день, сколько страниц
перелистано в книгах, тетрадях, сколько подписей поставлено в дневниках,
сколько исписано листов планами и дидактическими карточками, сколько кадров
презентаций создано. Что-то отрепетировано, что-то отремонтировано, кто-то
выслушан со своей бедой или претензией, политы цветы, вымыта доска,
приготовлены пособия, сделаны звонки по завтрашней экскурсии, подсчитаны и
убраны в укромный уголок деньги, которые завтра, приправив своими кровными за
Машу и за Ваню, надо сдать в столовую. Написать отчеты за то и за другое,
посетить совещание, зайти на квартиру к сложной семье, убедить её заботиться о
своих детях с любовью… Это только часть одного рабочего дня. Только
часть. И только одного, не самого сложного. И в этом перечислении нет
того, за что учитель получает зарплату.
Поэтому настоящий
учитель – не наемный работник, а гражданин, реализующий через свой образ
жизни свою гражданскую позицию, независимо от качества и справедливости оплаты
его труда. Один педагог молод, не во всем умел, но душой к работе тянется,
старается, и дисциплину пока не держит, и дети могут на «ты» к нему обратиться,
а он с ними рядом, на все экскурсии, репетиции, конкурсы, прогулки, с интересом
над собой работает без жалости и растет. Другой, проведя пять прекрасных
уроков в день с потрясающей дисциплиной и хорошей успеваемостью, сразу после
звонка надевает шляпу и домой. Третий уже лет 40-50 надрывается без
достойной оплаты и не может уже в силу возраста и нездоровья по походам ходить,
а только уроки проводит, последние уроки ведет плохо, двойками сыплет.
Главное – с душой
подходить к выбранной профессии, ведь работу не на плечи, а на душу примеряют.
Закончить хочется
словами Л.Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший
учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет
лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни
к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он –
совершенный учитель».
Описание системы опыта работы
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
В. Вильсон
Самым важным
явлением в школе,
самым
поучительным предметом,
самым живым
примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Быть
классным руководителем, быть классной мамой, – очень важная, но в то же время
очень трудная миссия. На мой взгляд, она является не приложением к преподаванию,
как считают многие, а равноценной и неотъемлемой
частью работы педагога. Как известно, класс – это структурное звено в школе. Именно
в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между
детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о
социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив,
формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности
учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный
руководитель.
Учитель становится
вторым родителем для детей. Быстрый темп жизни, современная жизнь родителей,
порой, не позволяет оказывать должного внимания. И тут учитель приходит на
помощь. Очень важно не «упустить» ребенка, помочь ему открыть в себе его «сильные»
стороны, завуалировав «слабые».
Задача
классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет
сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать,
обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его
внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано
быть природой.
В настоящее
время являюсь классным руководителем 6 класса.
Мой стаж
работы в должности классного руководителя только начинается, но очень важно задать темп и ритм развития как в
отдельности учеников, так и класса в целом. Я стараюсь уделять максимальное
количество времени, стараюсь быть для них другом, чтобы они, не стесняясь,
могли рассказать о своих переживаниях, чувствах, мыслях или просто поговорить.
Своих детей
я знаю со второго класса, т.к. пока я училась в университете, решила
накапливать потихоньку свой педагогический опыт и, таким образом, была их
воспитателем группы продленного дня. Это мне позволило очень хорошо узнать
учащихся не только на уроках (ведь именно у «моих» детей я проходила все активные
педагогические практики!), но во внеурочное время, что является очень важным.
За это время я узнала детей от и до: что они любят, а что им не нравится, все
их привычки, интересы, особенности характеров и поведения. Мои» дети растут у
меня на глазах.
В своей
работе классным руководителем я хочу донести до детей и воспитать в них острое
чувство долга, ответственность, умение жить по законам совести и коллектива, быть
бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Эти качества, к сожалению, с
каждым днем теряют свою ценность.
Проектные работы "Мой Алфавит" |
- обучать всех и каждого качественно и быстро;
- радостно и победно;
- напряженно и без перегрузки;
- на высоком теоретическом уровне и доступно.
На мой
взгляд, в данном опыте решаются
многие противоречия массовой практики.
Потенциал средней школы позволяет интересно, творчески
организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс.
Это дает возможность подойти к каждому ребенку с позиции
уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности
является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в
направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том,
что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему
Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в
партнерстве «учитель - ученик».
Ученики
пятого класса особенно нуждаются в помощи учителя, его внимании и поддержке.
Ученики перешли на старшую ступень образования, столкнулись с новыми
ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации
учеников в обществе старшеклассников, новых предметов и новых учителей.
Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в
школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей
классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и
каждым учеником его класса.
Воспитательная программа класса:
«Формирование
духовно развитой, творческой, нравственно здоровой личности».
Технология:
толерантное воспитание.
Цель работы:
организация психолого-педагогических
условий для формирования всестороннего развития личности каждого учащегося,
обогащения его внутреннего мира.
Задачи:
1.
Формирование
дружного сплоченного коллектива;
2.
Выработка
мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
3.
Привитие
истинных трудовых и человеческих ценностей;
4.
Формирование
нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
5.
Формирование
личностных качеств; ориентация на положительный идеал;
6.
Создание
условий для самовыражения и самореализации детей;
7.
Создание
условий для участия семей в воспитательном процессе. Оказание помощи семьям в
решении проблем воспитания.
Работа с родителями - способствует формированию в семье
максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка,
возрождению семейного воспитания. Привлечение родителей к воспитанию и
образованию детей в школе позволяет: расширить круг общения детей с миром
взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить
детей к самостоятельной жизни; убедить детей на примере их родителей,
состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни;
овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и
востребованности к жизни; получать знания в интересной, нескучной практике
через личность родителя. Поэтому я направляла свои усилия на сплочение и этого
коллектива и его планомерное функционирование.
Приоритетным
направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое
воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой
интеллект.
Ни один
человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется
постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие
духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное
воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
В процессе
моей работы я стараюсь:
· Не
запрещать, а направлять;
· Не
управлять, а соуправлять;
· Не
принуждать, а убеждать;
· Не
командовать, а организовывать;
· Не
ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи
классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является
воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной
научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая
достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим
людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры
интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры
сохранения собственного здоровья.
Проводимые
мной классные часы (тематический классный час «Мы выбираем, нас выбирают»,
«Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми
и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя»)
способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и
слабые стороны своей личности, характера, познать себя.
Использование
ИКТ в деятельности классного руководителя даёт детям возможность для
размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует
развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в
сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания,
полученные ранее, как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и
запомнил».
Большая
часть времени отводится внедрению нового стандарта. У нас с детьми совместная
внеурочная деятельность – факультатив.
В моем
классе 22 человека: 15 мальчиков и 7 девочек (всего лишь!), так что мои
мальчишки правят. На тематическом классном часе ребятами по голосованию был
избран староста класса, ответственный за дисциплину, ребят, входящих в редколлегию,
культурно-массовый, спортивный, трудовой сектора. У каждого есть свои
обязанности.
Нашими
результатами являются:
ü Отличные выступления на «Знакомьтесь,
мы 5ый класс!», «Твоя премьера»;
ü 2 почетное место в соревнованиях по
мини-футболу;
ü 1 призовое место в номинации «Лучшее
новогоднее видеопоздравление», и 3 место «Лучшая новогодняя открытка» и это же,
конечно, лишь часть наших достижений.
Я горжусь своими учениками, которые
стали призерами во Всероссийском открытом заочном конкурсе в номинации «Тайны
английского языка» и единственными в Тульской области!!! Ждем с нетерпением
результатов конкурса «British Buldog».
Надеюсь, мы
продолжим в таком же духе! Я буду учиться вместе со своими детьми!
Закончить
хочется словами В. Ключевского:
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий